Jump to content
Порталът към съзнателен живот
  • постове
    236
  • коментара
    44
  • прегледа
    77045

«Прощение» собственной судьбы


Рассвет

1475 прегледа

Цитат

В жизни существует еще одна исключительно важная форма прощения, направленная теперь уже не на другого человека или группу людей, но на саму выпавшую на долю человека трудную судьбу, выражающуюся, например, в тяжелой неизлечимой болезни или несчастном случае, последствия которого необходимо нести затем до конца жизни. К такой тяжелой судьбе можно отнести и многолетнее безвинное пребывание в тюрьме или в концентрационном лагере.

Подобные переживания могут, конечно, вызвать в душе человека внутренний протест, негодование, отчаяние, внутреннее разочарование, или же, напротив, повести его к полному и безостаточному примирению со своей судьбой, к приятию ее как ниспосланного свыше испытания. Это безоговорочное принятие своей судьбы может даже претвориться в душе человека в чувство благодарности по отношению к высшим Властям бытия.

В сказанном мы имеем дело не с чем иным, как с совершенно особой формой прощения, которую можно обозначить, учитывая, конечно, всю неприспособленность для таких представлений нашего земного языка, — как «прощение» собственной судьбы. Тогда в случае такого полного принятия своей судьбы, как и в случае истинного прощения, происходит самое интенсивное пронизание низшего Я Высшим. Ибо всякая обусловленная всей кармой человека неизлечимая болезнь или несчастный случай, последствия которого резко меняют ход его жизни, является прямым результатом тех высших решений, которые человек сам принял в духовном мире, пребывая в своем Высшем Я (Самодухе) еще до своего окончательного нисхождения в земное воплощение. В то время он принял их из созерцания, с одной стороны, всей красоты и величия божественно-духовного космоса, а с другой, — глядя на все недостатки и несовершенства своего собственного принесенного из прошлых жизней существа, чтобы исправить его через добровольное (с точки зрения Высшего Я) принятие на себя в грядущей земной жизни соответствующих очищающих и возвышающих дух испытаний. И вот теперь — но уже на Земле — добровольно принимая их и примиряясь с ними, человек тем самым, преодолевая страх, отчаяние и протест своего обычного Я, переносится как бы на точку зрения вызвавшего эти испытания Высшего Я. Отныне лишь его импульс действует в нем, или, можно также сказать, импульс Ангела Хранителя, с которым такой преодолевший себя и принявший свою судьбу человек вступит после своей смерти в столь же непосредственное отношение, как это было описано выше... В этом кроется также одна из метаисторических причин того необычайного количества страданий, мучений и трагических испытаний, выпавших на долю именно восточнославянских народов на протяжении всей его истории и особенно в XX столетии.

Отсюда становится более понятным, почему истинное прощение, а также полное и безостаточное принятие своей судьбы столь часто связано для человека с большими трудностями. Ибо во всяком истинном прощении человек с необходимостью должен пройти через одно чрезвычайно мучительное для него переживание (оно может быть менее или более продолжительным, но избежать его не может никто), а именно, через переживание внутреннего бессилия. Это чувство имеет свой источник в том, что всякое истинное прощение связано с действительным отказом от всякого «желания отмщения», а значит и от всякой «помощи » со стороны мировой кармы. Можно также сказать, что в прощении наиболее сильным образом проявляется полный отказ от любой формы «властолюбия» в сфере судьбы (кармы), то есть стремления воздействовать на ход своей судьбы, исходя лишь из чисто эгоистических побуждений, так что человек на время оказывается как бы совершенно беззащитным перед ее ударами и всем окружающим его миром.

С духовнонаучной точки зрения это состояние возникает благодаря тому, что в процессе прощения, как правило, наступает момент, когда все силы низшего Я отступают, а опыта Высшего Я пока нет — оно еще не проявилось в полной мере. Возникает ситуация, в которой человек в процессе прощения хочет подняться от земного к Божественному (от низшего Я к Высшему) и не может. И это состояние чрезвычайно мучительно. Но если человек продолжает делать усилия и напрягать свою моральную волю, то обязательно наступает внутреннее преодоление этого бессилия, и в его душе, подобно лучам солнца, внезапно пробившегося сквозь плотные облака, проявляется побеждающее действие Высшего Я.

То, что тогда происходит в человеке, становится как бы микрокосмическим душевно-духовным переживанием Мистерии Голгофы, результатом которого является начало ощущения непосредственного присутствия живого Христа в собственной душе. Это прохождение человеком через внутреннее состояние бессилия и воскресение из него Рудольф Штайнер описывает в следующих словах: «Но если мы можем ощутить бессилие и возрождение из него, тогда для нас наступает тот счастливый миг, когда мы имеем действительно реальное отношение к Христу Иисусу... И тот, кто может говорить о двух событиях: о переживании бессилия и о воскресении души из бессилия, тот говорит о действительном переживании Христа». Так может сам акт прощения повести человека к реальному переживанию Христа в собственной душе.

Возвращаясь к рассмотрению особого случая прощения, проявляющегося в форме полного принятия своей судьбы, необходимо еще отметить, что подобное отношение к ней возможно не только со стороны отдельного человека, но и со стороны целого народа. Ибо не только отдельный человек, но и целый народ или даже группа народов может принять ниспосланное ей свыше испытание, в конце концов всегда проистекающее из кармы всего человечества; в результате этого трагическая судьба такого народа становится для него самого реальным путем служения Высшему Я всего земного человечества — Самому Христу. Таким путем подражания Христу идет тогда каждый народ, принимающий на себя и несущий свою историческую судьбу, как бы тяжела она не была.

Что же касается единичного человека, то для него способность к прощению и к принятию до конца собственной судьбы имеет еще одно исключительно важное последствие. А именно, человек, развивший в себе эту способность, после своей смерти проходит через исключительно легкий период очищения, через особенно просветленную Камалоку. Ибо смысл последней заключается в отвыкании его от неправомерных склонностей к чисто физическому миру, в своего рода «забвении» их, а человек, много прощавший на Земле, благодаря этому развивает в себе способность к «душевному забвению», к забвению того, что с точки зрения Высшего Я, — в котором человек живет после смерти, — не должно далее пребывать в его душе.

Для такого человека — после того, как с отделением эфирного тела исчезают и его субъективные воспоминания об истекшей земной жизни, а затем в Камалоке ему открываются ее объективные последствия, до мельчайших деталей сохраненные в Акаша-Хронике — наступает следующее переживание: созерцая в Акаша-Хронике свою истекшую земную жизнь, он на месте каждого акта прощения, совершенного им на Земле, воспринимает как бы возникновение некоего свободного «пространства», которое по мере того, как он духовно вглядывается в него, постепенно заполняется субстанцией Христа. Можно сказать, что на месте всех актов прощения, совершенных им в его истекшей земной жизни, ему является Сам Христос. И эта непосредственная встреча с Христом может привести к тому, что такой человек после своей смерти становится уже в Камалоке Его непосредственным служителем и посланником, вестником Его воли и милосердия по отношению к другим человеческим душам, для которых их Камалока является особенно тяжелой, и, прежде всего, по отношению к тем, которых он от всего сердца простил на Земле, независимо от того, узнали об этом сами прощенные им люди в физической жизни или нет.

Ибо в каждом истинном прощении уже имеет место начало принятия на себя одним человеком, простившим, кармы другого человека — прощенного. А это позволяет первому после смерти обоих стать для второго во время его пребывания в Камалоке сияющей путеводной звездой на его омраченном духовном горизонте. Тогда уже по поручению Самого Христа одна душа является другой, чтобы повести ее к пробуждению в духовном Свете самопознания. Потому что на самые тяжелые страдания обрекает себя в Камалоке сама душа, не желающая признать за собой вину и принять на себя все последствия совершенных на Земле ошибок, заблуждений, злых поступков, негативных чувств и мыслей. Но именно в действительном самопознании, то есть в истинной с точки зрения Высшего Я и духовного космоса оценке всего совершенного в физической жизни, такой душе может помочь другая душа, некогда простившая ее на Земле. Теперь, являясь ей по поручению Христа, а значит неся в себе Праобраз Высшего Я каждого человека, она как Его посланник может пробудить в другой душе ясное сознание всех ее ошибок, заблуждений и злых поступков и проистекающую из этого нового сознания способность восприятия в духовном Свете.

Более того, самим своим явлением в Камалоке душе прощенного душа простившего, именно в силу совершенного ею на Земле акта прощения, может тогда указать другой душе путь к космической сфере Христа. Ибо такова духовная власть истинного прощения — она дает душе простившего силу после смерти нести в себе Христов Свет, пробуждающий силы Высшего Я, всем душам, причем не только пребывающим в Камалоке, но также и еще живущим на Земле.

С.О. Прокофьев «Оккультные основы прощения в свете антропософии». Изд. «Антропософия», 1994, стр. 87-91

Редактирано от Рассвет

0 Коментара


Recommended Comments

Няма коментари за показване

Гост
Добави коментар...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Добави...